«Все
утрясется, все пройдет…», или Пушкин на карантине
В период, названный ВОЗ пандемией, все мы переживаем за себя и своих
близких. Сегодня по интернету гуляет лира «под Пушкина», причем стихи некоего
автора написаны очень прилично, поэтому многие верят, что они принадлежат
самому Александру Сергеевичу, который сочинял их в Болдино, переживая в
сельской местности эпидемию холеры.
Как бы то ни было, нас поэтически
призывают не впадать в панику:
Позвольте, жители страны,
В часы
душевного мученья
Поздравить вас
из заточенья
С великим
праздником весны!
Всё утрясётся,
всё пройдёт,
Уйдут печали и
тревоги,
Вновь станут
гладкими дороги
И сад, как
прежде, зацветёт.
На помощь
разум призовём,
Сметём болезнь
силой знаний
И дни тяжёлых
испытаний
Одной семьёй
переживём.
Мы станем чище
и мудрей,
Не сдавшись
мраку и испугу,
Воспрянем
духом и друг другу
Мы станем
ближе и добрей.
И пусть за
праздничным столом
Мы вновь
порадуемся жизни,
Пусть в этот
день пошлёт Всевышний
Кусочек
счастья в каждый дом!
А.С.
Пушкин 1827 г.
Эпидемия холеры, действительно, была, но
только в 1830 году. Из-под пера Пушкина, находившегося в имении Большое
Болдино, в ту пору летели строки «Евгения Онегина», «Повестей Белкина»,
«Маленьких трагедий» и прочих, ставшими знаменитыми произведений. Болдинскую
осень литературоведы признают самым продуктивным периодом в жизни знаменитого
поэта. Вот так – кому эпидемия, а кому вошедшая в историю литературы Великая
осень…
Все от человека зависит, от его
направленности мыслей в сложный час испытаний и тревог. Главное – не падать
духом, не поддаваться панике и не совершать опрометчивых поступков.
«Пир во время чумы»
Ольга Устинова,
старший научный сотрудник Государственного музея А.С. Пушкина, отмечает, что
одна из «Маленьких трагедий» – «Пир во время чумы» отражает размышления поэта,
который на три месяца оказался запертым в деревне из-за карантина. «В советском
литературоведении о холерном карантине, который заставил Пушкина сидеть в
нижегородской деревне три месяца подряд, упоминалось вскользь, но подробно
описывали личные причины, из-за которых он отправился в Болдино».
Личное, конечно, тоже нельзя
сбрасывать со счета, ведь Пушкин поехал в Болдино, когда холеры еще и в помине
не было. Причина поездки связывалась с предстоящей свадьбой.
История сватовства к Наталье
Гончаровой затягивалась по разным на то причинам, согласие будущей тещи было
получено лишь весной 1830 года. А летом, в августе, скончался дядя Александра
Сергеевича Василий Львович Пушкин, и свадьбу снова пришлось отложить. В Болдино
Пушкин поехал, чтобы уладить некоторые дела. «Отец выделил ему небольшую
деревеньку Кистенево с двумястами душами крестьян, и Пушкин собирался сначала
вступить во владение, потом заложить ее в Опекунском совете – выручить денег,
чтобы хватило на приданое невесте и «на обзаведение и житие годичное»
(«Культуромания»). <...>
Но когда он туда уехал, в России
началась эпидемия холеры. У Пушкина есть заметка на эту тему, предположительно
датируемая 1831 годом. «То есть через год после всех этих событий он
вспоминает, как выехал из Москвы, а навстречу ему бежала Макарьевская ярмарка,
теряя свои товары, потому что с Волги пришла холера. Пушкин философски отнесся
к этому событию и продолжал свой путь в Болдино, надеясь уладить все дела за
три недели. Но выбраться из Болдино в Москву ему не удается. Таким образом, и
возникло то, что мы сегодня называем Болдинской осенью. Если бы не карантин,
Пушкин разобрался бы с деньгами и с крестьянами и вернулся в Москву, но он был
вынужден задержаться. А так как он совершенно на это не рассчитывал, то остался
в деревне без книг, без собеседников. Тогда ведь не было таких средств связи,
как у нас сейчас».
Пушкина, желавшего быть в курсе
всех событий, очень интересовало, что происходит в Европе, он сожалел, что «не
затеял длинную и подробную переписку с Елизаветой Михайловной Хитрово, дочерью
Кутузова», которая будучи осведомленной о многих европейских делах, относилась
к поэту с большой нежностью.
«Пир во время чумы» в первую
очередь ассоциируется с карантинной атмосферой, делает акцент Устинова. Там
есть и отношение Пушкина к обстоятельствам, в которые он попал. Хоть он и не
пирует с друзьями, а, напротив, один находится в Болдино, практически без
связи, но вот это ощущение близости опасности, которое ему всегда было важно,
его будоражит. Как ни странно, но вынужденная изоляция принесла ему ощущение
абсолютной свободы. С одной стороны, карантины, а с другой – он здесь вне
жениховства со всеми светскими обязанностями, разговорами с тещей, пересчета
денег, забот о приданом, вдалеке от выговоров Бенкендорфа, потому что из-за
карантина до него не дотянуться. И, наверное, это тоже дает ему повод писать в
таком невероятном количестве, и по-особенному себя чувствовать. <...>
Он становится все более весел в
своих письмах. Плетневу пишет: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от
невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой
брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки
связывает...». Однако душевному спокойствию и безмятежности со временем стали
мешать тревожные известия из охваченной холерой Москвы. Несколько раз он
порывался вернуться в Москву. Из воспоминаний Пушкина следует, что он дал
мужикам, «стоящим в карантине», серебряный рубль, чтобы те его пропустили, но
дальше он проехать не смог.
«Так все соединилось – и повод,
который дал ему тему «Пира во время чумы», и возможность писать, и личные
события, меняющие его жизнь. <...> Поэтому размышления о жизни, смерти,
любви и грозных вопросах морали обострены сразу всем, и личной судьбой, и
обстоятельствами».
Пушкин соглашался с тем, что
уныние – грех, поэтому гнал его нещадно прочь. Летом 1831 года Александр
Сергеевич жил с молодой женой в Царском Селе, окруженный холерными карантинами.
В письме к своему доброму приятелю Плетневу он пишет: «…Опять хандришь. Эй,
смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу.
<...> … жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые
созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые
хрычи, жены наши — старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые
ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то
и любо. Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдет, были бы мы живы,
будем когда-нибудь и веселы…»
Эти пушкинские строки вполне
подходят в качестве оптимистического аккорда на фоне сегодняшней карантинной
реальности. И возможно именно они поспособствовали рождению произведения
безымянного пока автора, который, думается, желал одного – подкрепить нас всех
духовно.
В период самоизоляции, когда все погрузились с головой в домашние хлопоты, предлагаю нашим любимым домохазяйкам провести время с пользой для дома и себя!!!
Совмещаем фитнес и
домашние дела
Каждый день нам приходится делать несколько дел одновременно:
готовить и играть с ребенком, протирать пыль и следить за приготовлением
уроков, гулять с ребенком и делать необходимые покупки, и так далее. В этой
круговерти на заботу о собственном здоровье у мамы чаще всего совсем не
остается времени. Что же делать? Давайте попробуем превратить повседневные дела
в фитнес-тренировку! А заодно сэкономим на абонементе в спортзал. Эффективность домашних тренировок
Если вы все еще сомневаетесь в эффективности домашних
тренировок, то вот несколько примеров: Обладатель титула «Мистер Вселенная», Лу Фериньо, начал свой
путь к успеху с занятий в родительском доме. В течение трех лет он «качался»
при помощи чугунных утюгов и других подручных хозяйственных предметов. В свое время Сильвестр Сталлоне проводил домашние тренировки
со шваброй, к которой привязал несколько стопок книг. В одном интервью известный московский фитнес-тренер Григорий
Якушев рекомендовал приобщаться к специализированным занятиям в клубе, имея уже
некоторую подготовку: - пробежать один километр трусцой; - присесть пятьдесят раз подряд; - пятьдесят раз подряд выполнить «верхний пресс» без
поддерживающего тренажера. При этом пульс должен увеличиться не более, чем на 60%, иначе
профессиональные занятия могут принести вред. Приобщаться к тренировкам стоит
постепенно, приучая застоявшийся организм к ритмам движения. В этой подготовке
отличным средством является программа занятий дома. Исследователи в Англии и Италии пришли к выводам, что самыми
эффективными занятиями дома являются тренировки через час после пробуждения, в
средине дня – через час после обеда и за два часа до сна. Итак, начинаем тренироваться!
Приготовление еды и разминка Помешивая в кастрюльке кашу, или следя за запеканием омлета
на завтрак, мы делаем легкую разминку. Выбираем простые и удобные упражнения.
Это может быть разминка шейной зоны с круговыми движениями, небольшие шаги в
сторону и на месте, упражнения для плечевого отдела, махи ногами в стороны.
Много калорий мы на этом не потратим, но это все же лучше, чем находиться в
статической позе. Начинаем зарядку!
Пылесос и квадрицепсы Отношение к уборке с пылесосом у каждой хозяйки свое: кому-то
этот процесс безумно приятен, кому-то скучен, а кого-то нервирует. Изменить
ситуацию к лучшему помогут: плеер с любимой динамичной музыкой (хорошо, если у вас
пылесос с низким уровнем шума), комплекс простых физических упражнений: 1. Стараемся при каждом движении с пылесосом делать
выпады ногами: вперед и в стороны. При этом важно держать спину прямой. Эти
движения позволяют тренировать икроножные мышцы, бедра и квадрицепсы. Подобное
выполнение домашних обязанностей приравнивается к получасовой прогулке на
велосипеде и сжигает около 300 килокалорий за один час. 2. Вместо того, чтобы нагибаться корпусом, убирая предметы с
пола, используем приседания на корточки. Это упражнение позволяет
работать над мышцами ягодиц и борорься с целлюлитом. Эффективность - 250
калорий за один час. Теперь, вместо монотонной работы мы получим эффективные
занятия под жизнерадостную музыку!
Упражнения для стирки, мытья посуды в машине
Загружая белье в стиральную машину, а посуду – в
посудомоечную, используем прием активных приседаний. Ноги на ширине плеч, спина
прямая, колени под углом в 90 градусов. Затем меняем позицию и делаем
приседания «сумо», расставляя ноги шире, стопы разводим в стороны, приседая,
разводим колени и держим спину ровно. Здесь мы снова работаем над мышцами ног. Когда белье постирано и посуда вымыта, мы вынимаем их при
помощи аналогичных упражнений. Чтобы развесить белье, убрать посуду в верхний шкаф,
используем упражнение-потягивание: становимся на носочки и опускаемся на пятки.
Повторяем нужное количество раз в неспешном режиме. Короткий перерыв
Когда у нас появилась возможность перерыва в 10-15
минут, можем перейти к упражнениям под специальную фитнес-программу на
компактном диске. Для начала стоит выбрать щадящий режим. Например, попробовать
разучить базовые движения восточных или латиноамериканских танцев, сделать упражнения
диско-аэробики. Эти минуты здорово провести вместе с детьми! Для этого
используем программы, адаптированные для малышей. Есть специальные выпуски
«Прыг-скок команда», различная детская аэробика (например, когда занятия
проводит энергичный клоун, и они связаны с героями и действиями сказок). Эти
полезные видео уроки можно приобрести, скачать или смотреть в открытом
доступе онлайн.
Мытье окон и стекол Во время мытья окон, стекол и зеркал делаем комплекс
упражнений для тренировки мышц зоны талии и декольте. Здесь мы делаем вращения,
наклоны и развороты направо и налево, вперед и назад.
Мытье пола
Уборка полов – огромное поле для ваших фитнес-фантазий.
Эффективнее мыть пол вручную. При этом делаем следующие упражнения: наклоны, не
сгибая ног, приседания с прямой спиной, приседания «сумо». Легкая уборка со шваброй может превратиться в гимнастику.
Делаем приседания, наклоны и упражнения для плечевого отдела. Собирание игрушек Дети имеют одну особенность – молниеносно создавать в комнате
хаос, с огромной скоростью распространяя по ней кукол, машинки, конструктор и
кубики. Вместе с любимым чадом занимаемся фитнес-уборкой игрушек.
Повторяем приседания разных видов, наклоны и выпады в сторону. Вот нам и
удалось сочетать приятное с полезным!
Генеральная уборка
Время от времени нам приходится совершать глобальную
генеральную уборку: моем все окна, снимаем шторы для чистки, боремся с пылью,
моем люстру, делаем небольшую перестановку мебели, моем пол вручную, чистим
плиту и сантехнику. Вручную стираем шторы и вешаем их на место. Как самочувствие? Устали? Не мудрено. Ученые подсчитали, что
тотальная чистка домашнего пространства способна сжечь примерно 3655 калорий.
Это можно сравнить с марафонским бегом на 42 километра, при котором сжигаются
те же три с половиной тысячи калорий. Если вдаваться в детали, то несколько часов уборки на кухне,
мытье посуды вручную, уборка мусора могут сжечь около 950 калорий; умеренное
передвижение мебели потратит около 400 калорий, обычные движения с пылесосом –
около 200, мытье окон, кафеля или зеркал – 600; смена постельного белья – около
130; чистка ванны – примерно 250 калорий. Теперь дом кристально чист, мы сожгли уйму калорий, и,
наверняка, проголодались. Стоит знать, что после подобной фитнес – уборки
кушать лучше не ранее чем через час-полтора. Ну а теперь, пожалуй, уже можно водрузить все медали себе на
грудь: за освобождение квартиры от мусора, за успеваемость, терпение и
стремление к победе, за спортивные достижения, беспощадность к врагу – калориям
и пыли!
В сердцах наших жить будут вечно Герои минувшей войны. Нам память о них дорога бесконечно И ею с тобой мы сильны… Память
Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник – без ложного патриотизма. И нам взрослым необходимо детям рассказывать о Дне Победы, в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной Войне.
Если бы не смелость и самоотверженность наших бабушек и дедушек, а для многих уже прабабушек и прадедушек, то мы бы не видели чистого неба над головой.
Об этом с каждым поколением уже забывается.
Мы не должны допустить того, чтобы наши дети не будут знать о войне и ее героях.
Нашим детям надо рассказать о празднике, о войне, о сражениях. И чем ребенок старше, тем подробнее можно с ним беседовать на эту тему.
Дети должны знать и ценить то, что мы сейчас живем в мире, без войны. И это благодаря людям, которые избавили нас от фашистов.
Рассказав ребенку о Великой Отечественной Войне, о подвиге советских людей, Вы не только определите отношение ребенка к миру и к себе, Вы научите ребенка сопереживать чужой беде, гуманности, великодушию. Поведав о великом подвиге наших дедов и прадедов, Вы заложите основы патриотизма, всесторонне разовьете личность. Я помню в детстве очень часто читала книги о войне, о партизанах. А книга «Улица младшего сына» была моей любимой. К сожалению, дети сейчас читают не так охотно.
Если дети не читают, можно посмотреть фильмы, прочитать и выучить стихи ко Дню Победы. А также вместе послушатьпесни военные.
Детям, которые постарше, можно прочитать книги о войне, о маленьких героях-пионерах и комсомольцах, которые защищали нашу Родину. Есть много рассказов о партизанах, разведчиках.
Города,
поселки и деревни, как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные
периоды истории и порой умирают. Как, когда и почему появилась деревня, кто
построил первый дом на берегу?
Мы можемСОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ о ней для будущих поколений. Если не сохранить этого
сейчас, потом восстановить будет невозможно. Ведь тех, кто еще помнит о прошлом
из истории, жизни наших селостается все
меньше... Кого-то уже нет в живых, а те, кто остался в нашем селе, в силу своих
преклонных лет не все могут вспомнить. Но пока еще живы эти люди, необходимо
записать, сохранить их воспоминания. У народа без прошлого нет будущего!
Наша
жизнь коротка, не успеешь оглянуться – а она уже прошла. На смену одного
поколения приходит другое… Уходит из жизни старшее поколение, унося с собой
картины прошлого. Их место занимает новое поколение. Они продолжают их дела,
традиции, нередко вносят свои коррективы. Им хочется знать о прошлом своих
родственников и односельчан, своих земляков, хочется окунуться в ту атмосферу их
бытия, оценить ее, получить духовный заряд для будущего.
Моей
основной целью является -сбор
информации об истории образования, жизнив дереве: Большой Бугодак , записать и сохранить память о нем для наших
потомков.
Работая
над данной темой, япобеседовала со
старожилами села, изучила историюдеревни.
Село
Большой Бугодак было основано в 1879 году . Неформально село делилось на
Коневское и Поповское. В те годы в селе был хутор Подгорный, он находился на
западном берегу озера Большого Бугодака. В этом хуторе было 15 дворов и
молочная ферма . Из села каждый день на ферму ездили доярки . В 1947 году на
ферме случился пожар, сгорели все постройки , скотину спасли . Новую ферму
построили в начале деревни. И постепенно все жители Подгорного перебрались в село,
Большой Бугодак. Последней семьей, которая покинула хутор Подгорный, была семья
Родионовых.
В
те годы в селе был сельсовет, к сельсовету относились 4 поселения п.Вятский ,
п.Малый Бугодак, п. Жуковский и с.Степное. В годы войны председателем
сельсовета был Лаптев В.М. после Бондарев В, секретарем Машкин Н.Ф. Девятое
отделение связи в селе обеспечивало все четыре села прессой , пенсией в
отделении связи также была сберегательная касса под чутким руководством
Шивкунова И.С все доставлялосьв срок.
В
сельской школе дети могли получить начальное образование 4-х классов .Учились в
две смены первая смена : 1- 3 класс , вторая смена: 2 -4 класс. Учителем была
Курочкина Елизавета Федоровна. В 1962 году школу переводят в другое здание и
образование стает 8 классов.
Директором
новой школы был Медведев СергейИванович.
Учитель начальных классов Щепин Иван
Алексеевич,
Учитель
начальной школы Гревцева Сирофима Николаевна.
Учитель русского языка и литературы Тишина Мария Григорьевна.
Учитель трудов Сезанюк Иван Петрович.
Учитель
географии и истории Холсонин Лев Обрамович
Учитель физкультуры Колесников Николай .
Учитель математики Колесникова(Широкова)
Валентина Петровна.
Учитель
немецкого языка Волкова Галина.
На
восточном берегу озера находился конный двор в табун входило более 100 лошадей
. Тук же в селе был свинарник , построенный из камня без света и отопления ,что
обеспечить тепло в корпусе свинарки на зиму закладывали окна навозом . В 1957
году рядом был построен новый корпус для свиней со светом и теплом а из старого
корпуса был сделан овчарни ( в нем содержали овец). Зимой и летом воду для
скота возили с озера, на повозках стояли бочки, которые наполняли в
ручную.На юго-восточной стороне озера
находилась птицеферма, она занималась разведением гусей и уток. В последующие
годы конный двор объединили с птицефермой и перенесли его близь села.На горочках между озерами Малый Бугодак и
Большой Бугодак жители села в самодельных теплицах выращивали огурцы . Также в
теплицах выращивали помидоры но они находились уже поближе к селу . В селе была
кузница, ТОК, пилорама,по прошествии
лет вокруг кузницы построили МТМ.
В те годы у многих в селе были лодки , мужчины
плели сети и занимались рыбной ловлей . На зиму лодки перевозили к домам а
весной все лодки просмаливали гудроном и перевозили к озеру . На каждом
переходе к озеру был оборудован самодельный причал где крепились лодки.Очень многие жители села разводили пчел.
Каждая
семья села занималась заготовкой «Дров» на зиму . Дрова в то время были : кизяк
и торф чтобы заготовить достаточное количество кизяка и торфа на работу
выходила вся семья от мало до велика у каждого был свой станоку детей маленький у взрослых побольше . В те
годы ни кто не оставался без работы . В каждом доме было очень много гусей и
уток , пасли их дети.Магазинов в селе
было два .
До
войны в селе был посажен сад , в этом саду произрастали яблони, груши, сливы,
вишня, малина, смородина и это только деревья и кустарники помимо всего
перечисленного в саду выращивали морковь, капусту, огурцы, помидоры, свеклу
икартофель.
В
1960-е XXII съезд КПСС выдвинул установку на постепенное преобразование
деревень и сел, на ликвидацию социально-экономических и культурно-бытовых
различий между городом и деревней. (4, с. 143).
В
60годы сельсовет переходит в село
Степное и уже шесть поселений стали относиться к Степному сельскому поселению
это-
1с.Б.
Бугодак,
2п.М.
Бугодак ,
3п.
Вятский
4п.
Кожанов
5п.
Волковский
6п.
Жуковский.
В
60 – 70 годы начинается модернизация, село расширяетсяМТМ иТОК.
Распахиваются новые поля , приобретается новая техника.
В
70 е годы на озере были установлены моторы и трубы, они обеспечивали полив
почти всех посадок на полях и в сельском саду. Протяженность труб была
огромная, так как обхватывала почти все поля.В 1973 году в селе остается начальная школа а старшие классы переходят в
С.Степное . В 1971 году начинается масштабная стройка свинокомплекса,невиданных для того времени размеров. Всего
за год комплекс был построен и сдан под ключ. В свинакомплексе одновременно
содержались12000 свиней , сотрудников комплексабыло 56 человек из них свинарок 20 (женщин) . Также в селе была
столовая, она находилась по адресуМира
73 , в период стройки комплекса столовая работала почти круглосуточно . Поварам
нужно было приготовить не только на строителей комплекса но и на комбаньоров,
трактористов которые работали в колхозе в поле. Рабочий день поваров
начиналсяв 4 утра и заканчивался в 12
ночи.
В
1987 году в селе был построен двух этажный клуб. В клубе был кинотеатр, на
просмотр фильмов приходили целыми семьями.
В
1991 году было построено здание в котором на данный момент находятся сельский
Клуб, Библиотека, ФАП.
В
настоящее время в селе имеетсякрестьянское фермерское хозяйство. библиотека, клуб, фельдшерско-акушерский
пункт.
Население
в 1926 — 419ж, в 1966 — 429ж, в 1970 — 545ж, в 1983 — 280ж, в 1995 — 290ж , в
2010 – 162ж).
Рассказывая
о истории села невозможно не рассказать о истории его озера так как они не отъемлимо
связанны между собой .
Озеро
Большой Бугодак одно из наиболее живописных озёр Верхнеуральского района. На протяжении всей истории села оно
обеспечивало жителей рыбойи ценной
водой для полива и поения скота. На озере есть остров , раньше на этом островебыла сторожкалесника. Руководствуясь словами жителей, через все озеро былброд. Озеро лежит в предгорной живописной
долине, между небольшими хребтами, представляющими отроги восточного склона
Урала. Рельеф водосборного бассейна увалисто-холмистый, на склонах невысоких
гор сосновые леса, в понижениях лесостепь с берёзовыми колками. Площадь озера 6,48 км2, средняя глубина 4,5 м.
Озеро
отличается чистой и мягкой водой, с минерализацией 0,6-0,7 г/л.
По
составу солей озёрные воды относятся к гидрокарбонатно-натриевой группе.
На
дне залегают органические грязи, обладающие лечебными свойствами.
Берега
и дно озера сложены глинистыми, углисто-кремнистыми и филлитовидными сланцами с
прослоями карбонатных и туфогенных пород. Сланцы образовались более 400 млн.лет
назад в лагунах и шельфовых зонах морей верхнего девона и нижнего карбона. В
первичном осадке они были представлены песками, алевролитами, глинами и
известняками. Вода озера используется для полива кормовых и садовых культур.
В
озере водится разнообразная рыба: щука, карп, налим, краснопёрка, линь и даже
сиговые, что привлекает на озеро любителей рыбной ловли. Ценность озера
повышается также в связи с наличием на его берегах стоянок человека каменного
века.
Портал «Культура.РФ» вместе с Всемирным
фондом дикой природы (WWF) рассказывает об удивительных природных
достопримечательностях страны: от дальневосточных Командорских островов
до Куршской косы у Балтийского моря. В спецпроектах цикла «Место
на карте» узнавайте о природных памятниках
и их геологических особенностях, животных и растениях уникальных
территорий, а также о мифах и легендах, которые окружают эти
места.
Встречайте еженедельный подкаст в виде коротких историй — от 7 до 20 минут. Нет времени читать статьи? Теперь вы можете узнавать новое о культуре в аудиоформате, занимаясь своими делами. Выпуски доступны как на этой странице, так и на известных интернет-платформах: Apple Podcasts, «Яндекс», «ВКонтакте», SoundCloud, YouTube и др.